Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Центр образования №29 г. Тула детский сад Радуга
дошкольные группы комбинированного вида для детей с нарушением зрения
т. 8 (4872) 55-32-84, 43-86-07

ГлавнаяРодителямконсультациихудожественное развитие

Консультации по художественному развитию

НОД в подготовительной к школе группе по Рисованию на Тему: «Золотая осень»

Художественно-эстетическое развитие

Автор-составитель: воспитатель МБДОУ №125 С.Ю. Левашова

Цель: Учить детей видеть красоту природы через средства изобразительной деятельности.

Образовательные задачи:

Закреплять у детей умение отражать в рисунке характерные признаки осени и соответствующее природное состояние.

Развивать умение изображать предметы в пространстве с учетом их величины.

Учить ориентироваться в эталонах цвета соответственно спектра цвета (подбирать краску характерную для окраски листьев в осеннее время)

Использовать различные способы рисования деревьев.

Закреплять умение отличать пейзаж от картин другого содержания.

Коррекционно-развивающие задачи:

Совершенствовать технические рисовальные движения, через развитие точности направления.

Развивать способность детей с ВОЗ зрительно воспринимать оттенки цветов.

Закреплять навыки пространственной ориентировки.

Воспитательные задачи:

Воспитывать бережное отношение к природе, умение видеть её красоту.

Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, аккуратность в работе.

Речевая задача активизация словаря по теме «Осень».

Оборудование:

Для рисования: подносы, березовые листья разного оттенка желтого, лист бумаги, гуашь, кисти, салфетки, баночки для воды, пластилин белого и черного цветов, доски для лепки. Мультимедийная презентация: «Осень в произведениях русских художников». Аудиофайлы: музыка П. Чайковского «Времена года» «Осень»

Ход:

1. Организационный момент:

Чтение стихотворения «Листопад» Ивана Бунина


Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой…


Ребята, о каком времени года говорится в этом стихотворении? (Ответы детей) Осень. Осень удивительное время года, самое красивое время. В какие цвета окрашиваются листья осенью (Ответы детей) Красный, лиловый, багряный, золотой, желтый. Рассмотрите листочки на ваших подносах. Какого они цвета? (Ответы детей) Желтого, листочки отличаются друг от друга или нет? (Ответы детей) Чем они отличаются? (Ответы детей) Правильно, они разного оттенка желтого цвета. Разложите, пожалуйста, листочки от самого светлого до самого темного оттенка желтого цвета. Молодцы, хорошо справились с заданием.

Беседа. Осень очень красивое время года. Поэтому его часто изображают художники на картинах. Скажите мне, пожалуйста, как называется картина, если на ней изображена природа. (Ответ детей) Правильно, пейзаж. А если только человек? (Ответы детей) Хорошо, портрет. А если, предметы? (Ответ детей) Натюрморт. Сегодня я хочу предложить вам нарисовать осенний пейзаж. Осень имеет свой характер, каждый день меняет настроение: осень волнуется, ласкается, хмурится, радуется, плачет, нехотя прощается с теплым летом. Художник - человек наблюдательный, он отражает капризы природы в своих пейзажах. Посмотрите, как осень изобразили русские художники.

Мультимедийная презентация «Осень в произведениях русских художников»

Ваши глаза устали. Сделаем зрительную гимнастику

Зрительная гимнастика «Листопад»

Листопад, листопад, листья желтые летят, Движения глазами вверх – вниз

Желтый клен, желтый бук, Движения глазами влево – вправо

Желтый в небе солнца круг Движения глазами вверх, по кругу

Желтый двор, желтый дом Движения глазами вниз, вдаль

Вся земля желта кругом Движения глазами по кругу

2. Основная часть. Рисование. Как бы вы изобразили осень? Листопад? Осеннее дерево? (Ответы детей) Можно попробовать совместить традиционное рисование и нетрадиционные техники, известные вам. Педагог спрашивает, каким цветом лучше нарисовать стволы всех деревьев, кроме берез, — черным или коричневым?

Пальчиковая гимнастика «Художники»

Вот помощники мои, их, как хочешь, поверни: Вращаем кисти рук.

И вот этак, и вот так, не обидятся никак. Потираем руками.

Раз, два, три, четыре, пять. Хлопаем

Не сидится им опять. Встряхиваем кистями

Постучали. Стучим кончиками пальцев по парте

Повертели. Круговые вращения кистью

И работать захотели. Потираем руками

Под музыку П. Чайковского «Времена года» «Осень» дети рисуют деревья в золотом уборе. Дети изображают деревья разными способами.

3. Заключительная часть. Рефлексия. Картины художников всегда выставляются в галереях. Давайте, устроим выставку работ в раздевалке нашей группы. Сюжетно-ролевая игра «Осенний вернисаж».

Анализ работ: дети смотрят свои рисунки, рассказывают о своих впечатлениях. Выбирают самые удачные работы, чем они понравились.


Самоанализ

непосредственно-образовательной деятельности

в подготовительной к школе группена тему: «золотая осень»

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» «Художественно-эстетическое развитие»

Тема «Золотая осень»

Цель: Учить детей видеть красоту природы через средства изобразительной деятельности.

Образовательные задачи:

Закреплять у детей умение отражать в рисунке характерные признаки осени и соответствующее природное состояние.

Развивать умение изображать предметы в пространстве с учетом их величины.

Учить ориентироваться в эталонах цвета соответственно спектра цвета (подбирать краску характерную для окраски листьев в осеннее время)

Использовать различные способы рисования деревьев.

Закреплять умение отличать пейзаж от картин другого содержания.

Коррекционно-развивающие задачи:

Совершенствовать технические рисовальные движения, через развитие точности направления.

Развивать способность детей с ВОЗ зрительно воспринимать оттенки цветов.

Закреплять навыки пространственной ориентировки.

Воспитательные задачи:

Воспитывать бережное отношение к природе, умение видеть её красоту.

Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, аккуратность в работе

Речевая задача: активизация словаря по теме «Осень».

Оборудование: Для рисования: подносы, березовые листья разного оттенка желтого, лист бумаги, гуашь, кисти, салфетки, баночки для воды, пластилин белого и черного цветов, доски для лепки. Мультимедийная презентация: «Осень в произведениях русских художников», Аудиофайлы: музыка П. Чайковского «Времена года» «Осень»

Структура занятия предусматривала несколько блоков, а именно:

· организационный момент;

· беседа, просмотр презентации;

· основное содержание занятия;

· коррекционные задания для детей в чередовании с гимнастикой для глаз и пальчиковой гимнастикой;

· итог занятия.

Непосредственно-образовательная деятельность (далее НОД) состояла из трех взаимосвязанных между собой частей, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждая часть НОД направлена на решение определенных задач и предлагает выбор методов и приемов.

Вводная часть организация детей, мотивация к предстоящей деятельности. Детям было предложено посмотреть презентацию об осень в произведениях русских художников. Основная часть НОД представляла собой специально организованную и самостоятельную деятельность детей, направленную на решение поставленных задач.

В ходе всего НОД создавала проблемные ситуации, для решения поставленных задач.

В заключительной части НОД использовала так же игровую проблемную в виде сюжетно-ролевой игры «Осенний вернисаж». Закрепила положительные результаты занятия словесным поощрением.

Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, которые помогли их решить. Приемы были основаны на игровых обучающих ситуациях, в которых я старалась побуждать детей к познавательной активности и творчеству.

В работе с детьми использовала беседу и мультимедийную презентацию, вопросы к детям на сообразительность и логическое мышление - все это способствовало эффективности НОД, мыслительной деятельности и познавательной активности детей.

Материал для НОД был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Они были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Все это подтверждают результаты деятельности.

Все элементы НОД логически между собой объединены общей темой.

Данная структура занятия вполне оправдана. Так как каждая часть занятия направлена на решение определённых педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приёмов. Содержание занятия соответствовало поставленным задачам.

Деятельность на НОД характеризуется как совместная, индивидуальная.

На НОД применялись следующие формы работы: фронтальную, индивидуальную, групповую.

На занятии использовались следующие методы:

Словесные методы – важная составляющая всего занятия, которые были использованы неоднократные групповые и индивидуальные: беседа, создание игровой мотивации, анализ и подведение итогов.

Наглядные методы использовались в ходе всего занятия, так как имеют большое значение в обучении детей дошкольного возраста. И особенно для детей с патологией зрения. Используемые дидактические, наглядные пособия выполнены в соответствии с тифлопедагогическими требованиями. Это и мультимедийная презентация, и рассматривание листьев разного оттенка желтого цвета.

Для снятия зрительного утомления детей использовались: гимнастика для глаз. Для подготовки руки к рисованию: пальчиковая гимнастика.

Игровой метод – это основа всего занятия, и ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Использование игровой ситуации помогло их вовлечь в занятие, заинтересовать и создать позитивную эмоциональную атмосферу.

Методы стимулирования использовались на протяжении всего занятия: поощрение, положительная оценка результатов деятельности, помощь, одобрение.

Длительность занятия 30 минут, что соответствует нормам СанПиН.

Анализируя, проведенное занятие можно с уверенность сказать, что поставленные задачи были успешно выполнены, реализована основная цель. Алгоритм занятия построен логично, выдержаны и взаимосвязаны все этапы, в том числе и коррекционный, позволило провести его, не выходя за рамки отведенного времени, на одном дыхании, без задержек, соблюдая динамичность.

Созданная игровая мотивация вызвала интерес у детей и поддерживала его (интерес) на протяжении всего занятия. Наблюдалась достаточно высокая активность детей, в диалогах, в ответах, в практической деятельности. Дети порадовали меня своими знаниями, высказываниями. Конечно, стоит отметить небольшую проблему, возникшую в процессе занятия – это процесс съемки на видео самого хода непосредственно образовательной деятельности, а также присутствие другого человека (оператора) дети недостаточно позитивно реагировали на камеру, чувствовалась некая эмоциональная скованность в начале, что в последствие было преодолено.

С уверенность можно заявить, что занятие удалось, поставленная цель реализована, задачи решены.

«Особенности работы музыкального руководителя в детском саду для детей с нарушением зрения»

Музыкальный руководитель: Афанасьева Евгения Николаевна

Музыкальное искусство занимает важное место в системе воспитания. Оно обладает неисчерпаемыми возможностями воздействия на внутренний мир ребёнка, на формирование его нравственно-этических основ, на становление личности в целом и играет значительную роль в коррекционно- направленном процессе обучения и воспитания детей с нарушением зрения. Музыкальное искусство является источником новых позитивных переживаний ребёнка, рождает творческие потребности и способы их удовлетворения, активизирует потенциальные возможности в практической музыкально-художественной деятельности, обеспечивает всестороннее развитие ребёнка. Через музыкальное искусство ребёнок с нарушением зрения осваивает окружающую действительность, выраженную в музыкально-художественных образах.

Содержание музыкального занятия зависит от характера нарушения зрения и обусловленных им особенностей в развитии ребёнка. Нарушение зрительных функций влечёт за собой отклонения в речевой, двигательной, психической сферах. Большинство детей, страдающих косоглазием и амблиопией, плохо ориентируются в пространстве, у многих детей замедленные двигательные реакции, дети заторможены, вялы. Другие дети наоборот перевозбуждены, двигательно беспокойны. Наличие физического недостатка вызывает у детей переживания по поводу своей неполноценности, что накладывает отпечаток на развитие личности, задерживая развитие ребёнка. Наша важнейшая задача всеми средствами музыкального, художественно-эстетического, познавательного воспитания адаптировать ребёнка в окружающем его мире и естественно воспринимать этот недостаток (ношение очков, акклюзия).

С самого раннего детства дети очень чутко реагируют на музыку. Она является для малышей важнейшим элементом психологического комфорта. Поэтому так важно создать на музыкальном занятии атмосферу радости. Отношения с детьми строятся на партнёрстве, уважения личности ребёнка. Музыкальные занятия проводятся в игровой форме. Они дают ребёнку радость, вызывают у него интерес, отвлекают от проблем, связанных со зрительной депривацией, также применение специальных коррекционных упражнений позволяет развивать зрительный анализатор.

На музыкальных занятиях необходимо ставить перед детьми понятные и доступные выполнению цели. Главной задачей является: обеспечение безопасности ребёнка при передвижении в пространстве и действий в нём.

Ориентировка в пространстве – одна из труднейших проблем, входящих в сферу адаптации детей с нарушением зрения. Коррекция недостатков детей в развитии пространственной ориентировки и координации движений берётся в основу занятий с детьми над ритмическими движениями, что позволяет решить некоторые задачи по коррекции зрения. Причём, прежде чем вводить музыкально-ритмические упражнения, стараюсь изучить особенности зрения каждого слабовидящего ребёнка, состояние его здоровья и его двигательные возможности. Важную роль в работе музыкального руководителя в детском саду для детей с нарушением зрения играет взаимосвязь с учителями-дефектологами, логопедами, офтальмологом, воспитателями. Вместе с ними он определяет коррекционные задачи, которые необходимо решить в процессе музыкальных занятий.

Музыкальные занятия преследуют и дополнительные задачи, связанные со спецификой нашего контингента

  • это коррекция вторичных нарушений:
  • развитие движений;
  • развитие координации движений;
  • развитие ритмического чувства;
  • развитие ориентировки в пространстве;
  • развитие быстроты реакции;
  • развивать произвольность психических процессов;
  • развивать эмоционально-волевую сферу;
  • развивать тормозные процессы;
  • развивать личностные качества;
  • развивать представления об окружающем мире;
  • создание благоприятных условий для детей.

Преодоление недостатков психофизического развития средствами музыкально-эстетического воспитания и составляет одну из главных наших задач. В процессе музыкальной деятельности ребёнок постепенно приобретает музыкальный опыт. Как хочется надеяться, что он откроет для себя этот удивительный мир музыки, который может рассказать ему о многом: о красоте чувств, о переживаниях, мыслях, о яркости эмоций. Ведь музыка может помочь рассказать нам о красоте нашего большого мира.

 

 

«СПЕЦИФИКА ПРОВЕДЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ.»

Музыкальный руководитель: Афанасьева Евгения Николаевна

Роль музыкального воспитания в развитии личности ребенка с нарушением зрения.

Музыкально-ритмическое воспитание способствует эмоциональному и эстетическому развитию детей со зрительной патологией. В движениях под музыку дети учатся управлять своим телом, координировать движения рук и ног. Ранняя коррекция имеющихся у детей недостатков физического развития очень важна, так как является основой для создания условий успешного овладения детьми важнейшими для их жизнедеятельности навыками. В процессе обучения пению дети учатся владеть своим голосом. У них развивается выразительная, интонационно богатая речь.

Большое значение для компенсации зрительной недостаточности у детей имеет развитие их слухового восприятия. Этому уделяется много внимания в процессе музыкально-ритмического воспитания. Правильно организованное музыкально-ритмическое воспитание детей данной категории, учитывающее особенности их психофизического развития, способствует преодолению имеющихся у детей вторичных отклонений в развитии.

Специально подобранные музыкальные произведения обогащают представления ребенка с патологией зрения об окружающем мире, наполняющих его объектах и происходящих явлениях. С этой целью, знакомя детей с музыкальным произведением, в основе которого лежит конкретный образ, педагог показывает детям соответствующую игрушку, предмет или картинку. Игрушки используются и в различных музыкально-ритмических упражнениях. Это помогает детям эмоционально воспринимать музыкальные произведения и качественно выполнять разучиваемые упражнения.

Музыка помогает детям с патологией зрения лучше понять природу, способствует развитию их наблюдательности, представлений о красоте природы. Например, детей учат слышать, выделять в музыкальном произведении звуки, напоминающие различные явления природы (например, звуки дождя, капели, журчание ручейка, шум ветра).

Одной из задач, решаемых в процессе музыкального воспитания, является формирование представлений детей о мире человеческих чувств, переживаний. Это обогащает личность каждого ребенка, способствует нравственному развитию.

Таким образом, роль музыкально-ритмического воспитания необычно велика в воспитании полноценной личности ребенка с нарушением зрения, в подготовке его к дальнейшей жизни, создает хорошую основу для формирования у детей навыков социально-адаптивного поведения.

Коррекционное значение музыкальной непосредственно образовательной деятельности для детей с нарушением зрения.

Музыкальная НОД в детском саду для детей со зрительной патологией строится на основе базовой программы воспитания в детском саду, но с учетом своеобразия психофизического развития детей. Большое значение придается развитию у детей музыкальной восприимчивости, так как это способствует коррекции поведения детей, снятию напряженности, созданию у детей положительного эмоционального настроя.

Формирование музыкально-ритмической деятельности у детей с нарушением зрения идет от поэтапного показа движений к обучению детей действовать по подражанию. Осуществляется это на основе использования всей анализаторной системы ребенка: нарушенного зрения, слуха, двигательной чувствительности. Речь педагога и самого ребенка имеет огромное значение в регуляции музыкально-двигательной деятельности детей, в создании связи между словом и образом музыкального ритма, движения.

Решая общие музыкальные задачи или задачи развития ритмических движений, необходимо ставить и коррекционные задачи, решение которых обеспечивает восстановление нарушенных зрительных функций, а также коррекции вторичных отклонений в развитии детей, например, таких как нарушение развития основных движений, ориентировки в пространстве.

В процессе музыкальной НОД могут проводиться специальные коррекционные игры и упражнения, в которых укрепляются мышцы глаз, развиваются прослеживающие функции глаз, развивается бинокулярное зрение: игры и упражнения направленные на обучение детей ориентировке в пространстве, развитие полисенсорного восприятия пространства. Много внимания должно уделяться развитию у детей координированности рук и ног, так как при зрительной патологии эта двигательная функция нарушена. Рекомендуется широкое использование различных атрибутов, игрушек.

Методика проведения музыкальной непосредственно образовательной деятельности в детском саду для детей с нарушением зрения.

Методика проведения и содержания музыкальной НОД отличается от той, которая применяется в массовом детском саду. Так, разучиваемые упражнения следует показывать детям с близкого расстояния, детям с очень низкой остротой зрения надо повторить показ неоднократно: если этого недостаточно для успешного его выполнения ребенком, применяют совместное выполнение. Воспитатель принимает активное участие в процессе музыкальной НОД, помогает детям правильно выполнять ритмические и музыкальные движения. Так, для лучшего усвоения ребенком ритма движения, воспитатель, взяв ребенка за руку, движется вместе с ним.

Специфичность проведения НОД с детьми, имеющими нарушение зрения, заключается также и в том, что музыкальный руководитель использует подробные словесные объяснения разучиваемых движений, чаще обращается к чувственному восприятию детей, связывая их с воспринимаемой музыкой. У детей формируют музыкальные образы, опирающиеся на конкретные явления окружающей действительности, связанные с конкретными предметами и действиями, знакомыми детям.

Особенностью музыкальной НОД в детском саду для детей со зрительной патологией является то, что они проводятся с максимальным использованием разнообразной атрибутики: лент, мячей, обручей, султанчиков, искусственных цветов, флажков, платочков.

При разучивании песен или движений, при знакомстве с музыкальными произведениями необходимо использовать красивые яркие дидактические игрушки, крупный иллюстрационный материал, демонстрационные картины.

В процессе музыкальной НОД детей учат выполнять движения подражательного характера. Для этого используют: показ характерных поз музыкальным руководителем, воспитателем по ритмике, ребенком. демонстрация характерных поз с использованием дидактических игрушек (большая кукла, медведь, заяц). использование крупных иллюстраций с изображением характерных поз.

Детям предлагают внимательно рассмотреть предлагаемую позу, затем звучит музыкальная характеристика персонажа или изображение позы. Ребенок повторяет движение соответственно образцу. Таким образом, формируются зрительно-двигательные-слуховые связи.

Используется также прием обыгрывания игрушек под определенную музыку, отгадывание мелодии музыкального произведения по иллюстрациям. Все новые предметы, игрушки, иллюстрации, которые педагог использует на своих занятиях, предварительно даются в группу, где рассматриваются и обыгрываются детьми под руководством воспитателя. Полученные детьми в процессе музыкальной НОД знания и умения закрепляются в повседневной жизни, в играх детей на прогулке.

Учитывая нарушения пространственной ориентировки и координации движений у дошкольников со зрительной патологией, необходимо уделять некоторое время обучению детей перестроениям в колонну, в пары, в круг, учить свободно передвигаться по залу в различных направлениях; делать различные перестроения. Подобные упражнения следует проводить с постепенным усложнением, учитывая возраст и зрительно-двигательные возможности детей.

Большое значение для компенсации зрительной недостаточности имеет формирование у детей чувства ритма. Детей следует учить передавать ритм хлопками, топаньем, ударами в барабан, бубен, с помощью металлофона, погремушек, колокольчиков, ложек, трещоток и т.д. начинать следует с обучения детей передачи простейших ритмических рисунков, постепенно их усложняя.

С детьми, испытывающими трудности овладения музыкально-ритмическими движениями и восприятия музыки, проводят индивидуальные занятия, на которых отрабатывают наиболее трудные для детей элементы музыкальных упражнений.

Музыкальный руководитель поддерживают тесный контакт с тифлопедагогом, который помогает подобрать для занятий коррекционные упражнения, игры с учетом зрительных и двигательных возможностей детей. Повышение двигательной активности детей с нарушением зрения в непосредственно образовательной деятельности

Движение составляет основу любой детской деятельности. «Для детей с нарушением зрения дефицит движения (по сравнению со здоровыми сверстниками) возрастает в несколько раз, так как эти дети ограничены в движении зрительными возможностями». Движение для детей – это лекарство, которое помогает развитию и становлению жизненно важных систем организма.

Дети с нарушением зрения имеют определённую специфику развития. До 62% детей с косоглазием и амблиопией в младшем возрасте имеют отклонения в физическом развитии. К старшему возрасту до 70%. Антропометрический анализ (по данным роста, веса, окружности грудной клетки) свидетельствует, что показатели веса у детей с нарушением зрения выше на 10–15% по сравнению с нормально видящими, а показатели роста ниже на 5–7%, чем у здоровых сверстников. Это происходит по причине не достаточной двигательной активности, обусловленной сложностями зрительно-пространственной ориентацией детей с нарушением зрения. Специфические особенности физического развития могут проявляться и в различных нарушениях опорно-двигательного аппарата и осанки. Частота случаев нарушений составляет 60–65% и зависит от характера зрительной патологии. Например, при косоглазии, миопии ребёнок вынужден наклонять голову в удобное положение, чтобы обеспечить лучшее видение рассматриваемых предметов, низко наклонять голову при движении (ходьбе, беге и др.). Неправильно сформированные навыки в ходьбе, беге и других движениях, недостаточная двигательная активность детей также создают опасность для большего проявления различных нарушений (плоскостопие, деформация нижних конечностей). Дети с нарушением зрения отстают по основным показателям и уровню физического развития от своих сверстников (в 3–4 раза чаще отклонений в физическом развитии). В связи с особенностями зрительного восприятия у детей с нарушением зрения отмечается замедленность, грубое искажение, снижение скорости выполняемых действий, фрагментарность, пропуск деталей техники движений, повторения упражнения с ошибкой, появление пауз при выполнении различных заданий, несформированность пространственных представлений, затрудненно само восприятие движений, быстрая утомляемость и вследствие этого потеря интереса к выполняемым заданиям.

Известно, что любое статическое положение для ребёнка дошкольного возраста не является комфортным, если оно достаточно длительно и связано с монотонными движениями. Это может вызвать ненужные напряжения некоторых мышц ребёнка, снизить эмоциональный фон образовательной деятельности. Поэтому необходимо идти по пути повышения двигательной активности детей с нарушением зрения не только в совместной, но и в непосредственно образовательной деятельности. Это повысит эмоциональный фон, улучшит психическое и физическое развитие детей.

 

 



© Сайт детского сада Радуга по адресу г. Тула, ул. Приупская, д. 5а МБОУ ЦО № 29
дошкольные группы для детей с нарушением зрения, 2017.
Создание и продвижение сайта saitstroy
сауны тулыэлектрик в туле